В Свято-Введенском Толгском женском монастыре недавно – перед самым главным праздником обители 21 августа - была отреставрирована почитаемая наравне с чудотворной XIY века, икона Толгской Божией Матери XVIII века.
Икона эта украшена богатою ризою – на тканевую основу нашит жемчуг объемно повторяющий иконописные одежды младенца Христа и Богоматери. Драгоценные каменья украшают жемчужные одеяния. По преданию известно, что ризу эту шила тетушка отца Павла Груздева, жившая в монастыре в конце XIX века.
Но со временем олифа на иконе стала настолько темной, что образ младенца и Богоматери едва читался. Красочный слой покрылся сильными шелушениями- стал отставать от левкаса. Сама риза обветшала и требовала реставрационного вмешательства.
Приближался праздник. С благословения игумении монастыря матушки Варвары реставратор станковой темперной живописи Черняева Ирина Викторовна приступила к ответственной работе.
Очень осторожно была снята драгоценная риза. Жемчуга и каменья были промыты от загрязнений, заново укреплены на старой тканевой основе.
Оказалось,что тыльная сторона иконы закрыта посеребренным латунным окладом, на котором гравер изобразил сцену обретения Святителем Ростовским Трифоном образа Чудотворной иконы Толгской Божией Матери. Эта работа выполнена очень тонко и умело- настоящее произведение искусства!
Но настоящее открытие произошло при работах на самой иконе. После удаления темной олифы, двух слоев поздних записей появилась великолепная живопись начала XYIII века! А в правом углу нижнего поля иконы Ирина Викторовна удалив поздние перелевкаски обнаружила надпись выполненную мелкими изящными черными буквами: «Писал Димитровский Диакон Иоан Андреев Костромитин».
Известно, что Иван Андреев Костромитин, потомственный иконописец, родился и долго работал вместе со своим отцом в Костроме, затем в Москве. По приезду в Ярославль с 1713 по 1741 год, служил в церкви Дмитрия Солунского. Сначала дьяконом, а с 1721 года священником. Все это время Костромитин писал иконы. Известно несколько его подписных списков с иконы Толгской Богоматери. Сохранился список для ярославской церкви Варвары Великомученницы (1715г.), для Успенского собора (1721г.). В 1745г. Иоанн Андреев писал икону Толгской Богоматери для Высоко-Петровского монастыря в Москве. Образ заказала статс-дама Наталья Александровна Нарышкина, построившая в обители на свои средства церковь Толгской Богоматери.
Таким образом, монастырь обрел один из ранних списков с Чудотворной иконы датированный 1713- 1721 гг.
Этот образ был написан для монастыря и хранился там до его закрытия в 1928 году. Затем был вывезен из разоренной обители прихожанами церкви Святой Троицы села Песочного что в полутора километрах от монастыря.
Лишь с открытием обители вновь, в 1986 году, стараниями игуменьи Варвары и владыки Михея удалось вернуть святыню в родные стены. Причем возвращение это, по словам очевидцев, происходило очень непросто. С трудом удалось убедить прихожан села Песочного расстаться с полюбившимся чудотворным образом.
Отреставрированная в Толгском монастыре икона пополнит перечень работ мастера, выполненных в ранний период, с 1713 по 1721 годы ( когда, как указано в подписи, иконописец был дьяконом ц. Дмитрия Солунского). Считают, что этот же художник был и первым поновителем самой чудотворной иконы Толгской Богоматери 1314 года. Вероятно, он имел великое счастье видеть оригинал еще не тронутый записями и реставрациями и первые свои списки он делал с оригинального изображения. С этой точки зрения вновь отреставрированный образ для нас особенно ценен, как самое близкое к оригиналу изображение святыни.
Е.Б. Черняев
|